Три статьи о концертах в Москве и Санкт-Петербурге в марте-апреле 2013 г.

// Портал MUSECUBE, 03.04.2013

http://musecube.org/?p=94075

Андрей Ордальонов. Электропартизаны. Протест: театр или реальность?

Рабочая улица схлопнулась в пространстве. Прорываясь сквозь смарь упорно неотступающей зимы, люди шли в унылое здание, расположенное на огороженном невнятным забором треугольнике. Новостройки нависали безликими квадратами над тем, что было когда-то шоколадной фабрикой, над тем, что есть сейчас «Шоколадная фабрика», приютившая андеграунд всех мастей, ограничив, однако, круг прибившихся андеграундом со смыслом.

Питерский десант Электрических партизан, случившийся на исходе марта, 29-го числа, — шаг по пути освоения, на пути захвата все большего и большего пространства. Вадим Курылёв — бывший басист ДДТ, а последние годы лидер собственного проекта Электрические партизаны занимает отдельную нишу, наращивая её, причём делая это достаточно агрессивно и экспансивно. Творчество посегментно, поячеечно распространяется вширь и вглубь, где альбомы – узлы, а концерты – метастазы, расползающиеся во все стороны. Была бы почва, на которую способны упасть семена…

И, вроде, ничего особенного — простой русскоязычный панк-рок, по большому счёту укладывающийся в три аккорда, но есть подложка, есть почти авангардные пассажи и сложные виртуозные соло, которые, не отвлекая, создают бэк-граунд, на фоне которого остросоциальные тексты становятся более фактурными и слушаешь уже не только смысловую нагрузку с соответствующим настроением и заложенным мироощущением, но и сочетание: как и почему. Курылёв сумел объединить в одном материале остроту, но не лубочность текстов с крайней эмоциональностью и экспрессивностью подачи и одновременно с мелодичностью. От того кажется, что звучат ЭП просто ошеломительно, а каждое слово, как удар молотом, как взмах серпом. Впрочем, и сам Курылёв в интервью корреспонденту портала MUSECUBE, говоря про последний прошлогодний альбом «Чёрный протуберанец или Нам нужна анархия!» признаёт, что «по радикальности этот альбом превзошёл все наши предыдущие творения». Радикальность – не всегда сиречь яркость. В этот раз понятия, пожалуй, совпали.
Вот и основой концерта в «Шоколадной фабрике» как раз стали вещи с протуберанца.

В моём представлении на концерт пришло мало людей. Вы скажете, зомби-ящик работает? На концерт пришли те, кто не может «стоять в стороне, когда вокруг такое», а также (что не одно и тоже), кто в анархистской идеологии ищет некую романтику.

«Мы пришли, чтобы разрушить систему. Мы создадим новый мир из непорочного хаоса, мы – новые творцы, мы – разрушители и созидатели. Мы — воины и художники. Мы бунтари и основатели нового общества. Мы берём на себя смелость провозгласить от имени новой Вселенной: НАМ НУЖНА АНАРХИЯ!!!» Что это как не манифест?

Выпустить на свободу запертую рамками обыденности, томящуюся в заточении энергию свободы и честного вдохновения – первый шаг. Дальше – сложнее, научиться строить.

«Гнать уже давно пора всю эту пиздобратию, нам нужна анархия, нахуй демократию», — вот так лаконично и просто. «Мы группа, […] идеологически направленная на развал всех государств мира» — сказано, как отрублено, чётко и без экивоков.

Сам же Вадим полагает, что «революционно-протестные идеи не доходят потому, что их пока очень мало в произведениях искусства». «Право на смерть», «Бесы», наконец, Fuck The System Jazz актуальны, а для кого-то наверняка и оскорбительны:

Вместо воров судят «Войну» и «Пусси Райот»
Православным фашизмом нам мозги засирают
Комендантский час наступает в стране,
Но слышишь странные звуки в ночной тишине?
Пусть высока награда за нашу поимку -
Мы не желаем спать по домам с телевизором в обнимку
Мы враги ночной тишины, мы не оставим в покое вас
Пусть звучит при свете Луны наш факзесистем джаз.

И хоть на концерты ЭП ходят и фанаты ГО, и ОП, и поклонники Алисы, думается, Курылёв куда реальнее и живее всех перечисленных.

Но, увы, «последний кораблик устал», а «пластмассовый мир победил» - знакомый, излюбленный образ. Только для одних он театр, а для других – реальность. Остаётся лишь понять, где проходит водораздел, и кто к чему относится.

Гражданин Мира. Электропартизаны: наступление на Москву!// MUSECUBE, 03.04.2013
http://musecube.org/?p=94003

Люди заходят в зал с интересом на лицах, ожидание начала лежит на лицах тенью восторга. То, чего мы все ждали и немного больше, то и свершилось — грязный звук и чистые ноты, драйвовая мысль и четкая идея — свобода, равенство, анархия!
29 марта в московской Шоколадной Фабрике выступили петербуржцы — Электрические Партизаны: это сольный проект Вадима Курылева, гитариста «Разных Людей», бывшего гитариста ДДТ, активного участника рок-тусовки и неунывающего панка-анархиста. Последнее сказано не в придачу к слову «панк»: Вадим и все Партизаны реально поддерживают анархические идеалы, и это выражается не только в текстах и музыке.

Песни они прозвучали, как фейерверк эмоций: слова протеста — не столько призыв, сколько праздник. Не смотря на не самый хороший звук, характерный для электрических рок-составов в ШФ, все прошло на «ура»: зрители, прыгая и размахивая флагами, майками и шарфами с анархистской символикой, знали все песни и подпевали. Публика разделилась как бы на три слоя: первый из них — слэмящаяся группа у сцены. Парни и девушки выкрикивали слова песен, толкались и выплескивали свою энергию друг на друга и на цену (вопреки или, скорее, в поддержку «призывам» Электропартизан выплеснуть ее на революционные действия). Такая активная часть публики есть на любом рок-концерте: она отражает настроение песен, является как бы посредником между музыкантами и остальными зрителями при передаче энергии. Они играют в анархию, выкрикивая лозунги «СВОБОДА! РАВЕНСТВО! АНАРХО-КОММУНИЗМ!», хором поют «смерть буржуазии!» и готовы в атаку … пока звучит песня. Зачастую в других условиях именно такой контингент народа называют «пушечным мясом» и первыми бросают в наступление, пока они инстинктивно следуют звукам гимна и повинуются голосу, который громче всех.

Но мы на рок-концерте, больше того — на панк-концерте! Тут нет ни вождей, ни войны — есть идея, которой посвящены песни Вадима Курылева. Даже слэмящийся пьяный панк понимает, почему он именно здесь. Это стало отчетливо ясно, когда слова песни «Разные Люди», а именно — фраза «Пусть лучше живут те, кто ходит стадом», заставила публику приостановиться и застыть. Только пара особо рьяных панков под сценой продолжила резвиться.

Мое внимание привлек «второй слой» зрительского зала: те, кто встал из-за столиков, но не побежал беситься под сцену. Наверное, это были поклонники чуть старше или чуть трезвее, но они все внимательно следили за сценой и слушали Вадима, подпевая и качаясь в такт. Эти люди слушали слова и внимали.

«Третий слой» сидели за столиками: эти не только слушали, но и, кажется, оценивали слова. Вероятно, эти были не впервой на концерте Электрических Партизан: они слушали песни, разглядывали публику и обсуждали происходящее, подпевая время от времени и осыпая зал аплодисментами после каждой песни. Некоторые курсировали между вторым и третьим «слоями»: все явно были в теме, поддерживали тему и адекватно общались, знакомились. Некоторые из гостей явно знают кого-то из музыкантов лично, кто-то уже давно поддерживает их взгляды и восхищается социальной работой.
Харизма Вадима Курылева невероятно сильна и притягивает людей к песням в его исполнении, заставляет слушать и вникать, обдумывать и осмысливать — вероятно, многие из поклонников Электропартизан смогут сказать, что в их мышлении и взглядах кое-что изменилось от знакомства с их музыкой.

После концерта Вадим выглядел уставшим, но «подзарядившимся». Ему еще было что сказать гостям вечера, но лимит времени уже истощился, как и лимит человеческих сил на этот вечер. На вопрос «что вы несете в своей музыке?» он ответил следующее:

- Нет, к прямому физическому противостоянию я не призываю. Я хочу, чтоб люди задумались обидеалах анархизма и о путях достижения свободы. На сегодня это самая адекватная модельбудущего для всего человечества.
Песни с таким четким посылом побуждают жить, и бороться за жизнь — не меньше!

Вся анархистская идеология, на мой взгляд, основана на убеждении, что человек — не животное, что он высок духовно и стремится к совершенству. В каком-то роде это идеалистично, хоть и не менее верно от этого. Человек — интеллектуальная единица даже в числе сообщества таких же Единиц, пока сообщество — не стадо. Пока каждый свободен, пока ум и интеллект, а не инстинкты, принимают решения. «Убедись в том, что ты свободен!» — яростно призывает Вадим.
Желая узнать, кто из зрителей как понимает это, я подходил к ним с вопросом: «Что вам нужно, чтобы почувствовать себя свободным(ой)?» Ответы были следующие:

- Бутылка самбуки!
- Ну, на этот вопрос нельзя ответить однозначно… конечно, многоезависит от того, где именно чувствовать свободу, в чем именно… (далее — долгая речь и размышления на тему «а что такоесвобода?»)
- Ничего. Я и так свободен.
- Маленькое наследство…
- Действующий межпланетный корабль.

Что ж, свобода для каждого своя. И совсем не факт, что для ощущения себя в комфортном состоянии всем этим людям нужна смена социального строя. А вот отказ от любого строя, пожалуй, был бы одинаково полезен всем — об этом поет Вадим Курылев.

Валентина Казакова. Электрические Партизаны: Неукротим бунтарский дух! // MUSECUBE, 10.04.2013 

 http://musecube.org/?p=95100

Полуподвальное помещение клуба Цоколь 5 апреля стало местом сбора анархистов и революционеров. Электрические Партизаны, чье долгожданное выступление с нетерпением ожидали поклонники группы, нашли прибежище именно в этом зале. Казалось, места для «подпольного рока» лучше не придумать. Тем более, что едва войдя в клуб можно было заметить – пришедшие зрители, словно сговорившись, общаются только шепотом.

«Узнаю родной город – выходим – и тишина…» — сдержанно улыбнулся Вадим Курылёв, выходя на маленькую сцену, над которой нависал обшарпанный потолок.

Первые же песни четко давали понять — закончилось время пустых разговоров с властьпредержащими. Остросоциальные, порой провокационные тексты прямо говорили о том, что мирным переговорам с сильными мира сего пришел конец. Со сцены звучали недвусмысленные слова об «огненной мести государственной банде». Казалось «пылающая ненависть», вырывающаяся наружу, была готова сжечь дотла небольшой клуб.

Непросто было поверить в то, что так запросто со сцены могут призывы «смерть системе!». Невольно возникало стойкое чувство опасности, сравнимое с присутствием на митинге в защиту несогласных. Казалось, вот-вот нагрянет ОМОН и разгонит совсем не мирно настроенных участников концерта.
В последнем альбоме коллектива соединились и четкие, а иногда и нарочито грубые рифмы; жесткая и грязная, но как нельзя более подходящая для клокочущей в груди бунтарской злости, панк-музыка. На протяжении нескольких последних лет Электрические Партизаны наглядно демонстрируют – изысканная красота музыки и текста не главное – на первый план выходит красота мятежная, которая в полной мере позволяет почувствовать всё очарование революции.
Вадим Курылёв пристально следят за всеми революционными акциями, происходившими не только в стране, но и в мире. Он посвящает песни «левому террору» и «бойцу черного блога» — опасным движениям, прямо направленных на подрыв государственной системы.

Тот, кто видел свет во сне, утром уходит во тьму,
Унося с собой право на смерть вместо права стоять в стороне…
- в зловеще красном отблеске лампы эти строки невольно звучали еще более тревожно, а свет, названный лидером группы «дискотечным», со стороны как нельзя более подходил для этих слов.

Поклонники «партизан» — то ли были настолько впечатлены увиденным, то ли просто соскучились по выступлению коллектива (с момента ее последнего выступления на родной земле прошло уже около полугода), что даже немного забыли, что находятся на рок концерте и лишь внимательно вслушивались в песни. Вывел зрителей из оцепенения только призыв гитариста и бэк-вокалиста Дмитрия Ковалева более активно проявлять свою любовь к группе: «У нас-то сцена маленькая, а вам что мешает?».

Правда, несмотря на небольшие размеры площадки, музыканты порой самозабвенно увлекались игрой на гитарах и показывали, что они и сами только рады вволю поотрываться. Например, Дмитрий Друмов активно подпевал практически все песни и без микрофона.

И действительно, отклик зрителей стал сильнее, и все большее количество публики подхватывало пульс песен, отвечая энергичным слэмом.

Всерьез раскачали зал недавно появившиеся на свет, но уже получившие заслуженную известность «Век неспокойного солнца» и «Звезда и Автомат», а также написанные чуть ранее романтично-настроенная «Либерталия», посвященная вымышленному «анархистскому раю», и уроки истории от Нестора Махно с его «Гуляй-полем».
Тех, кого устраивает спокойная, размеренная жизнь не так легко согласятся с теми мыслями, что заложены в текстах лидера группы. Некоторая часть поклонников так и не смогла принять изменения в тематике песен, остросоциальная направленность которых теперь высказывается более жестко, однако на их место пришли новые — и плечом к плечу встали к сцене. А те, кто на протяжении почти десятилетнего существования группы не покинул и не предал ее идеалы, и вот уже много лет является верным «партизаном», заслуживает отдельного уважения. Тем более, любого здравомыслящего человека не могут не волновать темы, постоянно поднимающиеся в злободневных текстах, направленных на разрушение социальной машины.

Изучая идеи Кропоткина и Столыпина, Бакунина и Че Гевары, держа руку на пульсе дня сегодняшнего, Курылёв становится поэтом, в песнях которого отражено настоящее время, и темы для них дает сама жизнь. Нельзя не видеть, как жируют государственные корпорации и разрушается город. Кто встанет на его защиту?
Должно быть у тебя есть запасная планета,
А у меня этот мир один!

Экологические проблемы не так часто волнуют рок-музыкантов. Но Партизанам чужда избитая популярность, что лишний раз доказывают верно сказанные слова, не прозвучавшие на концерте: «Я презираю шоу-бизнес, он меня тоже».
Музыканты призывают покупать атрибутику, продающуюся здесь же – футболки, нашивки, альбомы коллектива…и опасно шутят: «За нашивки шьют сроки». Но в каждой шутке, как известно, только доля шутки. К тому же, спорные темы экстремизма также не остаются без внимания. Рискованно? Вполне возможно. Более того – их исполнение граничит с нарушением закона. И после каждой песни, острой как армейский нож, возникает вопрос – а ты достаточно смел, чтобы повторить эти слова? Хватит ли у тебя храбрости признаться в том, что они эти строки стали для тебя не просто рифмованными текстами, а призывом к решительным поступкам?
Проверь, на что в этой жизни ты еще годен:
Убедись в том, что ты свободен!

Здесь абстрактная, призрачная «борьба за свободу» приобретает вполне реальные очертания. Небезопасные темы сближают и объединяют людей. Музыкальная группа становится коллективом единомышленников. И молодые гитаристы – Дмитрий Ковалев и Дмитрий Друмов, и человек-легенда Михаил Нефедов – все они объединены одной целью и готовы вслед за своим лидером без сомнения защищать свой «подпольный рок».

Да и кто позволит говорить о таких темах во весь голос? Вряд ли они когда-нибудь прозвучат на радио или заполнят эфир насквозь прогнившего попсой телевизора. Зато с верными слушателями – полный «контакт!»

Они – независимы и свободны, хоть и «на самом дне», но что поделать – пока протестному движению трудно подняться выше. Но все чаще, все громче слышен его голос, все больше сторонников у глашатаев бунта.«Революция – сейчас, революция – в нас!». Музыканты поднимают вверх сжатые в кулак руки, словно давая понять — шутки кончились. Пришло время действовать, и «партизаны» сделают все, чтобы «словом и делом» доказать правоту своих убеждений.

Электрические партизаны