Вадим Курылёв о «Небе над Чевенгуром» и не только (интервью "Левому блоку", опубл. 25.10.2019)

Совсем недавно состоялась премьера альбома ЭлектропартиZан «Небо над Чевенгуром», вот что говорится об этом в их официальном сообществе:

«Русский рок - жанр невообразимо утопичный и фантастический - продолжает существовать в мировой культуре вопреки всем законам природы и культурологии. Появившийся на свет в период разлома эпох, так же, как и роман Платонова "Чевенгур", он впитал в себя боль времени и бесконечную обреченность пространства.
Психопатическая смесь отечественной литературы и чужеземного бита породила неповторимый язык поколения - культурную утопию посреди пустоты официального искусства.

Не Петербург и не Омск, не Череповец и не Москва, а вымышленный Чевенгур - настоящая столица русского рока. С его детской жестокостью и такой же детской верой в справедливость и в бессмертие личности.

Те, кто уходят отсюда в небытие - остаются навеки в своих песнях, трагичных и радостных, очевидных и недоступных - как небо над Чевенгуром.
Героям всех рок-революций, не дожившим до наших дней, посвящается...»

Конечно, Левый Блок не мог пропустить «живую» премьеру альбома в Москве.
Активисты «Левого Блока» на презентации альбома «Небо над Чевенгуром»

После концерта Нам захотелось пообщаться с Вадимом Курылевым и он согласился ответить на несколько наших вопросов:

 

ЛБ: Как/почему последний альбом получил свое название?

Вадим Курылёв: Мне кажется, что суть названия должна быть сразу понятна тем, кто читал "Чевенгур" и смотрел "Небо над Берлином"...

Л.Б: Вы не в первый раз в своём творчестве обращаетесь к полумифическим географическим и временным объектам. Где бы вам было интересней реализовать свой творческий потенциал: в Либерталии или в Чевенгуре?

Вадим Курылёв: Либерталия - видимо, социальная фантастика, замаскированная под документальное описание. Все довольно скупо, факты, свидетельства... Предполагается заставить читателя подумать, что подобное общество вполне реально может существовать.
В Чевенгуре все наоборот - максимум художественности, фантасмагоричность описываемого, философское отношение к жизни, поиск истины и смерть - как естественный процесс воссоединения с природой.
Мой путь от одного к другому занял 10 лет. Думаю, сейчас во мне эпоха Чевенгура, хотя и от Либерталии я, конечно, не отрекаюсь.

(от ред: Либерталия — название песни из альбома «ДзенАнархия». Про Либерталию подробнее читать и слушать тут )

ЛБ: Активная жизненная/гражданская позиция помогает или мешает музыканту?

Вадим Курылёв: Если главное в творчестве - зарабатывание денег и приобретение личной славы - то скорее всего мешает. Но если то, что ты делаешь - это не ради себя, а ради окружающего мира - тогда без социальной позиции ничего сделать просто невозможно.

ЛБ: Расскажите про съёмки клипа на песню "Блефуску". Как получилось создать образ такого типичного диктатора?

Вадим Курылёв: Образ диктатора нам создал Иван Турист - знаменитый петербургский рок-артист, шоумэн, талантливейший актер. Он сделал такое, чего мы и предположить не могли, и на 90 % клип "Блефуску" - это его работа. Мы немного не дотянули технически и профессионально по съемкам, но для андеграундного клипа, созданного из подручных средств практически на одном энтузиазме, я считаю, получилось вполне неплохо!

ЛБ: Вы продолжаете рисовать?

Вадим Курылёв: Я нарисовал обложку для альбома "Небо над Чевенгуром". То есть, я пытался сделать лишь примерный макет для какого-нибудь художника - в результате получилось, что я сам обложку и нарисовал...

Так бывает. Бывает, что и песня оказывается написана таким образом, что ей уже не нужна аранжировка. Обложка альбома «Небо над Чевенгуром». Источник: официальное сообщество группы

ЛБ: Вы застали несколько эпох, расскажите ощущение от "свободы" тогда и сейчас, некоторые говорят, что дух свободы острее ощущался/был в 90-е.

Вадим Курылёв: Пьянящий дух приближающейся свободы был сильнее всего в конце 80-х. В 90-е очень быстро наступило похмелье. Когда оказалось, что свобода рынка - это не свобода личности. Свобода 90-х была для тех, кто хотел сколотить капитал или сделать политическую карьеру. Для тех, кто хотел бы строить справедливое общество - свободы не было. Ну или они не успели среагировать на появившиеся возможности - я уж не знаю. Расчетливые и меркантильные среагировали быстрее, чем идеалисты.

ЛБ: Вы пишете письма пзк (политзаключенным), если нет, хотите ли в этом поучаствовать?

Вадим Курылёв: Если кто-то их моих личных знакомых окажется по ту сторону решетки - я мог бы написать. Но в том случае, если это реально поможет человеку, а не для того , чтобы самому позиционировать себя, как выполнителя некой благородной миссии.

ЛБ: Вы верите в светлое будущее?

Вадим Курылёв: Конечно, иначе и жить не стоило бы.

ЛБ: Как появился и чем занимается проект "антиАрмия"? Насколько эта повестка востребована в современной России?

Вадим Курылев: Мы обычно делаем не то, что востребовано, а то, что сами считаем необходимым.
Проект "антиАрмия" выпустил уже два сборника антивоенных песен, и уже практически готов третий выпуск.
"антиАрмия" - это творческая реакция на милитаристскую пропаганду государства, а также
некая реабилитация отечественной рок-музыки, которая в последние годы сильно запятнала себя участием в подобной пропаганде. Все-таки рок-музыка - это интернациональный проект, который сам по себе изначально предназначен для борьбы с ксенофобией, расизмом и милитаризмом - но об этом многие забывают, к сожалению.

ЛБ: Как вы относитесь к Октябрьской революции и становлению первого в истории пролетарского государства?

Вадим Курылёв: Думаю, первые два месяца после революции - это было очень круто, отмена государства и всякое такое, но почему-то быстро возникла диктатура, по чьей-то ошибке или по злому умыслу... С этого момента революция стала работать в обратную сторону. Репрессивная машина государства не может существовать без врагов.
Когда отбили внешних врагов - сразу же принялись за внутренних. Октябрьская революция сделала многое возможным - например, махновское Гуляй-Поле, но последовавшая за этим диктатура пролетариата задавила и махновщину и все остальные светлые ростки анархо-коммунистического будущего. Так что я за революцию, но против государства. Даже если оно якобы "пролетарское".

ЛБ: В чём на ваш взгляд заключается актуальность классовой борьбы сегодня?

Вадим Курылёв: Разделение на классы сейчас несколько другое, чем раньше, оно еще окончательно не сформировалось в новых реалиях. Возможно, что мировой капитализм просто не дает вновь сформироваться классам - чтобы в мире не возникло вновь четкое разделение.
Нас уже чуть ли не пытаются убедить, что мы живем в бесклассовом обществе. Неолиберализму-то так спокойнее, конечно.
Так что для классовой борьбы, в первую очередь, необходимо классовое сознание.

ЛБ: Если актуальность есть, в ком, каких силах, возможно, организациях сегодня заключается потенциал авангарда классовых сил?

Вадим Курылёв: Думаю, надо развивать профсоюзы. Они сейчас в плачевном состоянии. Фактически запрещены. Ну и левореволюционные движения прежде всего в молодежных кругах нужны, конечно. Тут уж нужны и левая творческая молодежь, и зрелая творческая интеллигенция с левыми взглядами.
Нужны "левые хипстеры" - и не только в Москве, конечно. А молодежь, она, в принципе,
склонна к анархистскому мировоззрению, а не к этатизму. Так что будущее левого движения, мне кажется, зависит от того, насколько оно будет анархистским.

ЛБ: Какие музыкальные коллективы в России и в мире сегодня наиболее интересные с музыкальной точки зрения и перспективные в качестве рупора прогрессивной мысли?

Вадим Курылёв: Советую послушать новый альбом "Адаптации" - "Оруэлл".
А вообще сейчас много творческой молодежи и даже очень популярных артистов имеют достаточно прогрессивные взгляды, может быть, не совсем левые, скорее "за честную демократию" - это Нойз МС, "Порнофильмы", "Тараканы!", "Йорш", даже "ПТВП" (хоть и позиционируют себя как аполитичный проект) . Сейчас и многие рэперы стали выражать социальное
возмущение он лица народа, так сказать. В прошлом году многие музыканты отказались от участия в "Нашествии" - из-за милитаризма,
который там царит который уж год. Быть сейчас антимилитаристом в России - это уже достаточно прогрессивно, я считаю.
То, что на ходу сразу могу вспомнить - из заграничных групп на тему левых взглядов — сейчас акутальны Last Internationale и молодые немцы AnnenMayKantereit — у них есть песни грамотно-анархистского содержания.

Это всегда приятно видеть, когда левые взгляды есть не только у музыкантов хардкор-подполья. Была еще когда-то мощная левая группа Rage Against the Machine, но они прекратили свое существование как раз по причине своих взглядов. Посчитали, что система через шоу-бизнес на них наживается, ведь это была во всех смыслах стадионная группа. Не уверен, что они тогда поступили правильно, но спасибо, что они вообще были.

ЛБ: Как Вы пришли к левым взглядам, и что подвигло на выражение революционных взглядов через музыку?

Вадим Курылёв: Ну а как мне еще выражать взгляды? Я же музыкант, а не политический деятель. Я пишу песни, которые, как я считаю, необходимы.
К левым взглядам я пришел, потому что прожил часть жизни при советском тоталитарном строе, потом часть при диком российском капитализме - и смог убедиться, насколько это все неправильно и убого - и то, и другое. Поэтому, подчеркну - я левый анархист, и ни в коем случае не государственник. Можно сказать даже , что я по духу ультралевый борец за безвластное общество.

Я слишком много насмотрелся социального ужаса за свою жизнь.
Возможно, во мне остались зачатки советского воспитания, мечты о справедливом обществе, которое сама советская система воплотить так и не смогла - но смогла что-то хорошее посеять в сердцах своих детей - я не знаю. Анализу это все поддается с трудом. Но при СССР я был скорее антисоветчик, чем левый. А пожив при капитализме понял, что я анархокоммунист.

И, собственно, никакого противоречия тут нет - при СССР любой анархист как раз и был типичным антисоветчиком.

ЛБ: Какое ваше отношение к вторжению турецкой армии на территорию Сирии и нападение
на силы курдского сопротивления?

Вадим Курылёв: Думаю, Россия должна была бы защитить курдов. Но это же большая политика - у них своя логика и свое мировоззрение, которое мало общего имеет просто с человеческими отношениями.

ЛБ: Не планируете ли вы съездить в Рожаву?

Вадим Курылёв: Нет, не планирую. Впрочем, если туда будет отправлена какая-то делегация для поддержки, возможно, я бы примкнул в ней...
А если бы я был помоложе, возможно, я бы уже давно был в Рожаве, еще задолго до нынешней ситуации с Турцией.

ЛБ: Если не поездка, то есть ли идеи своим творчеством поддержать этот революционный
проект на Ближнем Востоке?

Вадим Курылёв: Конкретных идей сейчас лично у меня нет, но если у кого то будет - я готов поддержать...

https://vk.com/@leftblock-vadim-kurylev-o-nebe-nad-chevengurom-i-ne-tolko

Электрические партизаны