DistortionИнтервью Вадима Курылёва журналу DISTORTION (выпуск № 4, декабрь 2012, с. 12-19)

Может ли искусство быть отделено от социальных процессов, происходящих в обществе? «Нет,- считает лидер питерской группы «Электрические Партизаны» - Вадим Курылёв. - Любое искусство все равно находится в социальном контексте, и разделять эти вещи нельзя». В рамках фестиваля «Акустический октябрь» Вадим выступил в Киеве, а после концерта рассказал нашему журналу об основных направлениях своей акустической программы, о наиболее естественной социальной среде для человека, а именно о безвластном обществе, а также о том, кто такой настоящий панк.

Как вам идея проведения таких больших акустических концертов, на которых представлены группы разной направленности?

В акустическом виде группы разных направлений легче свести на одной сцене, поэтому плюс данного мероприятия в том, что можно собрать артистов разных жанров.

По каким критериям вы отбираете песни для ваших акустических концертов?

Для меня прелесть акустических концертов по сравнению с электрическими, заключается в том, что можно заранее не составлять плейлист, а на ходу сыграть любую песню. У меня есть определенное количество песен, которые в принципе можно сыграть в акустике. Я при себе имею этот список, в который периодически заглядываю во время концерта и по настроению выбираю следующую композицию. На своих акустических концертах я хочу представить слушателю две линии: художественно-поэтическую, спеть песни интересные в художественном смысле с поэтическими текстами и идеологическую. Поскольку я придерживаюсь левых взглядов и сам по убеждениям анархист, то на концертах для меня очень важно упоминать и говорить об этом, а также петь ряд песен, которые, может быть, имеют меньшую художественно-поэтическую ценность, но зато имеют идеологическую. Это основные ветви любой моей акустической программы. Для меня искусство и социальные процессы в обществе очень связаны. Я считаю, что ошибочно отделять: вот чистое искусство, а это ваша социальщина. На самом деле любое искусство все равно находится в социальном контексте. И те, кто занимаются искусством асоциальным, как они считают, все равно, так или иначе, работают на какие-то социальные процессы. Только они могут работать на позитивные социальные процессы, даже сами того не осознавая, а могут на негативные. Чистое искусство, без социальных привязок может работать на капиталистическую систему ценностей и оказываться на руку для государственной системы, а может совсем наоборот – пробуждать к социальному протесту.

Вы ярый борец за анархию, как вы считаете, возможна анархия в наших странах примет ли её общество когда-либо?

Я думаю, что так и будет. Вообще есть два варианта развития событий: один плохой, другой хороший. Либо все уйдет вправо, либо влево, промежуточного варианта быть не может. И существует большая опасность того, что все уйдет вправо - к мировому государству. Но если удастся избежать этого, то человечество обязательно придет к равноправному анархическому обществу, только я не знаю через сколько поколений это произойдет. На самом деле, это будет наиболее естественная социальная среда для человека. И безвластное общество вполне возможно. Невозможным это кажется сейчас, потому что государства всего мира стараются как можно дольше держать власть над человечеством. И, к сожалению, пока им это удается. Но благодаря общемировой связи анарходвижения во всем мире набирают силу. Поэтому есть все предпосылки для создания такого общества. Сейчас - то время, когда очень многое решается. И как тут можно оградить себя от социальных процессов? Это просто преступление. Если ты отстраняешься, значит, ты играешь на руку негативным процессам, значит, ты не сопротивляешься власти денег, власти грядущего мирового правительства и тотального контроля.

В песне «Отчизна» вы очень четко подметили ту тонкую грань, когда отчизна катится к фашизму. Какое ваше отношение к праворадикальной молодежи?

Конечно же, я отношусь негативно, поскольку я анархист и также антифашист. Фашизм – это такое радикальное движение, с крайне выраженной борьбой за государственное господство. И все что там перемешано, все националистические идеологии, они все работают на государственную систему. Поэтому, мне кажется, что любой настоящий анархист - он, в общем-то, является и антифашистом. И я считаю, что об этом важно говорить, так как многие этого просто не замечают. На самом деле эта песня не о радикальных ультраправых, песня об обывателе, который не замечает, как становится фашистом. Хотя сам он так не думает и считает себя не фашистом, а патриотом. Но эта грань между правонастроенным патриотизмом и фашизмом очень тонкая.

У вас есть совместный проект с Сергеем Летовым «KILLDOZER». Можете рассказать о нем подробнее?

«KILLDOZER» - это проект, в котором мы с Сергеем Летовым играем инструментальную музыку. Программа полностью импровизационная, мы просто выходим на сцену и начинаем играть. У нас есть какие-то примерные наброски настроений, мы слушаем звук, цепляемся за этот звук и из этого получается что-то совершенно неожиданное для нас самих. Мне очень интересна и близка такая авангардная психоделика. В прошлом году мы записали студийный альбом «Fuck The System Jazz», а в этом году, когда я готовил материал нового альбома для группы «Электрические Партизаны», то содружество с Сергеем Летовым меня вдохновило на написание песни «Fuck The System Jazz». И Летов сыграл в этой композиции, а также еще в паре песен на этом альбоме. Таким образом, наш инструментальный дуэт «KILLDOZER» плавно влился в группу «Электрические Партизаны». Сергей Летов с нами иногда играет на электрических концертах «Партизанов», но в основном в Москве. Так что это вполне естественные процессы: одно выходит из другого, другое вдохновляет на третье и так далее.

Вадим, расскажите про еще один ваш новый проект «Партизаны Панка».

«Электрические Партизаны» и «Союз Созидающих» несколько раз делали фестиваль «Панк-Ассамблея». Потом в наше сообщество еще влился Олег «Черепах» из группы «Азъ» и мы решили сделать какую-то совместную песню. У меня как раз тогда была песня «Нам нужна Анархия!», немножко смешная, но на самом деле в ней все по делу говорится, просто в жесткой форме. И если бы я ее спел один, то она не получила того заряда, настроения и здорового панк юмора, который в ней есть сейчас. Нам посчастливилось сделать еще DIY клип на эту композицию.

Планируется в дальнейшем продолжение этого проекта, может быть, будет выпущен полноценный альбом?

Таких конкретных планов пока нет. Как говорит Олег «Черепах»: «так звезды встали». Так получилось, что мы собрались в один день, в одной студии и записали эту песню. А получится ли что-то в дальнейшем, загадывать нельзя. Мы с Летовым тоже не загадываем, будем ли записывать еще что-то для «KILLDOZER». Как минимум один альбом мы должны были сделать для того чтобы воплотить и зафиксировать эту идею. А будем ли еще писать студийные альбомы неизвестно. Тоже самое и с «Партизанами Панка». Будем ли мы записывать какие-то совместные песни, альбомы, клипы – не знаю. Оказаться участниками какого-то одного фестиваля вполне можем, а так пока ничего не загадываем.

А что для вас означает ПАНК?

Я считаю, что поскольку рок – это музыка бунта, то панк – это самая авангардная музыка бунта. И то клеймо, которое висит на панк-роке, что это нигилизм, отрицание всего хорошего, что есть в мире, воспевание грязи, а также алкоголь, наркотики и обязательно саморазрушение. Все это неправильные штампы. На самом деле панк уже давно является социально-прогрессивным движением молодежи. И как раз нынешние панки – это социально-активные люди, которым не безразлична судьба мира и человечества. Сейчас в панковской среде очень много эко-движений, субкультур, которые впитали в себя вегетарианские движения, а также движения за здоровый образ жизни – без алкоголя и наркотиков.
Меня всегда расстраивает, когда я говорю, что мы играем панк, а на это мне отвечают: «ну какой же ты панк, ты ведь даже не пьешь». Вот как раз, настоящий панк – это тот, кто не пьет. Настоящий панк – это тот, кто что-то делает, стремится изменить этот мир к лучшему. Настоящий панк противостоит негативным процессам, которые сейчас все больше и больше затягивают общество. В первую очередь это противостояние капиталистическим ценностям и мировому империализму.

Вы вошли в оргкомитет поддержки группы «Pussy Riot». По поводу этой группы существуют очень разные мнения. А какое ваше личное отношение к сложившейся ситуации?

На самом деле очень удручающая ситуация. Я не ожидал, что такое количество людей в нашей стране воспримет это настолько агрессивно. Когда их все-таки приговорили к тюремному сроку, много людей воскликнуло: «Как жаль, что им так мало дали!». Я был в ужасе, что была такая реакция, ведь в основном она была такой.

Но также многие выступили и в защиту «Pussy Riot».

Да, многие, но на самом деле гораздо больше тех, кто настроен против, причем агрессивно настроен. Я, если честно, не ожидал такого, я думал, что в нашей стране общество немного больше продвинуто в социальном плане. Может быть, этим поступком они и обидели кого-то, но они же не совершили уголовного преступления, а их в результате посадили.

Раньше рок был голосом улиц, а теперь принято считать, что им стал рэп. Согласны ли вы с этим утверждением?

Наверное, рэп сейчас более современен, потому что его технически легче воплотить в уличных условиях. И я согласен, что в каком-то смысле это звучит современнее и может быть актуальнее в динамике выражения. Но, в тоже время, рэп – это более ограниченная форма музыки, чем рок и даже панк-рок. На самом деле тут делить нельзя. Да, это разные жанры, но каждый жанр в какое-то время возникает, когда-то у него бывает золотой период, а когда-то он вообще исчезает. Рэп возник на самом деле уже очень давно. Но сейчас у меня есть опасение, что популярность рэпа немножко искусственно создана, так как шоу-бизнес сразу берется за все новые вещи, видя, что на этом можно заработать деньги. Хотя в свое время и рок-н-ролл, рок и даже панк-рок прошли такие периоды и нужно из этого извлекать выгоду. Хорошо, если у нас будет побольше соображающих рэперов, тогда пусть это будет самое актуальное искусство и пусть это будет голос улиц. Только чтобы было достаточное количество вменяемых артистов, которые поют не о каких-то там плотских утехах, взрослеющего подростка, а которые поют о социальных вопросах, как например Noize MC. Может быть, я бы даже сказал, что сейчас не рэп голос улиц, а Noize MC – голос улиц, поскольку он соединяет в себе достаточно высокий художественный уровень и социальную неуспокоенность. А за весь жанр, я бы пока такого не стал говорить.

Со временем изменились ли ваши музыкальные предпочтения?

За свою жизнь я прослушал очень много разнообразной музыки. И бывали такие периоды, когда я слушал только современную музыку. Потом эти периоды сменялись осознанием того, что новое и хорошее – это не обязательно одно и то же. И есть огромное количество хорошей, но более старой музыки, которую я раньше не слышал. Поэтому сейчас я стараюсь как-то совмещать и дозировать эти вещи. И еще, в последнее время, я не люблю себя насиловать и заставлять слушать что-либо, как это у меня бывало раньше. Раньше я считал, что обязательно должен прослушать вот это и это, так как если я этого не буду знать, то грош мне цена как современному музыканту. Сейчас в этом смысле я стал к себе относиться мягче. Я считаю, что прослушивание музыки должно доставлять удовольствие. Вкус у меня уже воспитан и так достаточно, поэтому я могу себе позволить слушать музыку не только для расширения кругозора, но и еще для того, чтобы получать удовольствие и поднимать себе настроение. Все-таки искусство на нас воздействует не только через голову, а еще и через сердце и чувства. А через чувства очень сложно заставлять себя что-либо слушать.

Беседовала Виктория Буланова
источник онлайн - http://distortion-magazine.com/online/index.html, выпуск № 4, декабрь 2012, с. 12-19

 

Электрические партизаны